Принятый двумя палатами Национального собрания Закон "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан" осталось подписать президенту. И с нового 2008 года, когда закон вступит в силу, все студенты в нашей стране лишатся 50-процентной скидки на проезд в городском и пригородном транспорте, а также на проезд в железнодорожном транспорте во время сессий. Очень эмоционально прокомментировал это решение председатель Федерации профсоюзов Белорусской (ФПБ) Леонид Козик, обращаясь непосредственно к разработчикам непопулярного закона, то бишь, к Министерству труда и социальной защиты: "Старики вам ничего не сделают, а вот студенты вырастут, придут в парламент и отберут у вас то, что еще осталось".
Проблема в том, что многим студентам из малообеспеченных семей до этого времени надо еще дотянуть…
По самым скромным подсчетам, студенты лишатся государственной поддержки примерно на 400-500 тысяч рублей в год.
Насколько это неподъемно для большинства белорусских студентов?
Говорят студенты
Сергей САКОВИЧ, председатель профсоюзного бюро механико-математического факультета Белгосуниверситета:
— Со мной в общежитии жил один парень из провинции. Он очень хорошо учился на платном отделении (теперь в БГУ год учебы на платном отделении стоит в среднем 1000 долларов - А. К. ), но потом, насколько я знаю, родители не смогли оплачивать учебу сына. По моим и не только моим подсчетам, около 20 процентов обитателей общаг живут от стипендии до стипендии. Я просто не представляю, как они будут учиться без этих льгот. Особенно те, кто приезжает в Минск на учебу из периферии, когда, чтобы доехать, нужно делать несколько пересадок.
Сам я теперь подрабатываю, и только на транспорт приходится тратить в месяц около 50 тысяч рублей. Теперь же мне придется откуда-то изыскивать в 2 раза больше. И ездить часто домой, где, кстати, многие студенты "заправляются" родительскими продуктами и припасами, смогут очень немногие.
Надежда ДРИЛО, студентка факультета журналистики того же БГУ, родом из Миорского района Витебской области:
— Мои родители работают в колхозе. Отец - заместителем председателя, мать - экономистом. Получают 200-300 тысяч рублей в месяц. Я получаю повышенную стипендию в 150 тысяч рублей в месяц и со второго курса практически не беру у родителей денег. Тем более, что в этом году и родная сестра должна поступать в медицинский университет. Мне очень хочется быть самостоятельной, поэтому сотрудничаю с одной из республиканских газет. Но что делать другим студентам из регионов, у которых родители с совсем маленькими зарплатами, и подрабатывать они особенно не могут?
Когда я поступала на журфак, то на моих глазах девочка, успешно прошедшая централизованное тестирование в университет, забрала свои документы, когда узнала, что размер оплаты на платном отделении увеличился…
Светлана П.. второкурсница барановичского музыкального училища, ездит на учебу из Ляховичей, 17 километров туда-обратно:
— Конечно, для меня льготы на проезд очень важны. И для некоторых моих подруг тоже. К тому же по самим Барановичам мы ездим по льготным талончикам. Что теперь будет? Буду экономить на чем-то. Наверное, на обедах, других вещах".
А как же бесконечные походы студентов по ночным клубам, о которых накануне лишения льгот заявляли наши отдельные высокопоставленные чиновники?
Роман БАТУРА, первокурсник экономического факультета Белгосуниверситета, утверждает, что есть и такие студенты: "По ночным клубам ходят единицы, и это в основном, конечно же, минчане из состоятельных семей. А есть и такие, как моя одногруппница, которая один раз в месяц сходит в клуб, что называется, "оторвется", а потом целый месяц зубы на полку. Лично для меня лишение льгот на проезд большим ударом не станет. Но есть много знакомых студентов, для которых это превратится в довольно большую и серьезную проблему".
При этом надо учитывать, что более-менее сносно теперь живут ОТДЕЛЬНЫЕ столичные вузы. Такие, как БГУ (Белгосуниверситет), МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет) и ряд других, которые в новых условиях, вероятно, смогут помогать самым нуждающимся студентам. А вот абсолютное большинство региональных вузов, и особенно профтехучилищ и техникумов не в состоянии этого себе позволить.
Комментарий специалиста
Анатолий ПАВЛОВ, бывший проректор Белгосуниверситета не разделяет оптимизма относительно щедрости якобы богатых столичных вузов:
— Ни БГУ, ни МГЛУ транспортные издержки своим студентам не компенсируют — в бюджетах вузов на эти цели денег однозначно нет. К тому же, насколько я знаю, только Академия управления при Президенте РБ и еще пара вузов смогли полностью обеспечить своих студентов местами в общежитиях. А, к примеру, педагогический университет - всего 32 процента своих учащихся. Это значит, что родителям этих студентов нужно искать денежку еще и на съем квартиры или комнаты в столице, что очень и очень кусается. Студентам ничего не останется, как стать "зайцами". Так на чем мы тогда сэкономим?
А что касается реплики Леонида Козика, то мне кажется, что они, когда вырастут, в первую очередь, отберут у "слуг народа" их персональные пенсии и надбавки".
Никто не хотел узнавать
Председатель Республиканского совета председателей профсоюзных комитетов учащейся молодежи при Федерации профсоюзов Беларуси Роман ДАПИРО считает, что перед принятием нового закона о льготах сначала нужно было хотя бы продумать методику исчисления студентов, имеющих тяжелое материальное положение: "Ведь без этой методики наиболее нуждающимся студентам нельзя будет оказывать адресную социальную помощь (АСП). К примеру, 18-летний студент по закону самостоятельный человек, и помогать ему государство не может, даже если он из бедной семьи. Мы предлагаем правительству перевести АСП в распоряжение вузов, чтобы не было различных бюрократических проволочек. Мы также за повышение надбавок к стипендиям. Но как отнесутся к нашим предложениям, пока неизвестно.
Меня в этой ситуации особенно удивляет следующий факт. Ни один (!!!) депутат перед принятием закона о льготах не побывал в студенческих аудиториях, не объяснил сложившееся положение в стране, целесообразность лишения льгот студентов на проезд. А ведь именно им строить будущее нашей страны".