Каждый день сотни и тысячи людей суетятся и куда-то спешат, в прямом смысле идя по головам мёртвых. Едва ли кто-то пытался подсчитать, сколько людей рождалось и умирало на Земле с появления Адама и Евы. И много ли мы думаем о тех, кто лежит под нами? Почти каждый клочок этой земли – могила. Они, как известно, образуют кладбища, которые заселяются быстрее, чем сами города. Наши весьма находчивые власти «выселяют» мёртвых, просто сравнивая кладбища с землёй. Нас спасает лишь одно: мы просто не знаем, где они были.
Вот и новенький корпус Института журналистики БГУ, можно сказать, просто окружён трупами. Пожалуй, «самым безобидным» является название улицы – Кальварийская, которая происходит от латинского calva, что значит череп, а у римлян Кальварией называли лобное место казни осужденных и место казни Христа. Вот и станция метро Кальварийская (именно так хотели назвать нынешнюю Фрунзенскую) странным образом носит это первое название Голгофы.
Грех не упомянуть Кальварийское кладбище. По одной версии, ему около 170 лет, по другим данным захоронения на этом месте ведутся уже более 600. Оно считается самым старым из сохранившихся в Минске.
Справа от университета находится парк - излюбленное место матерей с детьми и проведения физкультуры у студентов. Но мало кто знает, что на месте, где сейчас вырос сквер и местные мальчишки играют в футбол, во время войны было еврейское гетто. Теперь об этом напоминает мемориал на холме сквера. Здесь в годы войны находилось место расстрела евреев. Сюда в своё время переносили захоронения с кладбища, что находилось на месте теперешнего стадиона "Динамо". Само кладбище, которое существовало с 1868 г. по 1946 г., в начале 1970-х годов было закрыто, а в девяностые годы его полностью уничтожили. Власти города не проявили никакого почтения к памяти об умерших. Никакой мемориальной доски о том, что здесь было старое кладбище, не установлено до сих пор. В настоящее время в парке полное запустение: столбы без лампочек, потрескавшийся асфальт на дорожках. Как рассказывают местные жители, после дождя появляются кости, надгробия. Действительно, если пройтись по парку, можно увидеть выступающие из земли гранитные камни. Но скорее всего, виновата не природа, а "черные копатели", пытающиеся найти какие-либо ценности.
Недалеко от нас также находится кладбище деревни Большая Слепня, родового имения дворян Ваньковичей. Несколько раз погост подвергался разрушению, но часть могил сохранилась до сих пор, хотя кованые и литые ограды, а также богатые памятники из мрамора и гранита исчезли безвозвратно. На возвышенности в 30-е годы постороили обсерваторию, которая занимала весь склон. На бывшем кладбище теперь стоит Торговый дом на Немиге, история которого уже отмечена несколькими самоубийствами. Совпадение? Кто знает... Ещё одно кладбище, относящееся к ХIII в., располагалось на Немиге на месте недостроенной минской церкви. Здесь было найдено 21 захоронение знатных горожан. В мае 1999 года на этом месте произошла трагедия на Немиге. Вызов мёртвых?.. И всё-таки Земля придумана для жизни. Только получается, что живые находятся в гостях у мёртвых. Кто-то может сказать: «А где тогда строить город, если всё вокруг – кладбища, могилы, гетто?..» В таком случае нужно хотя бы помнить о тех, кто на своих костях держит наши дома.
|